календарик

четверг, 14 сентября 2017 г.

Как научить ребёнка читать и любить книги?
Почему дети не любят читать? Может быть, просто не умеют.
Нет, мы сейчас не о буквах, слогах и предложениях. Мы о том, что настоящее чтение — это умение каждую книгу понять и прожить, превратить из набора слов в яркие образы и удивительные приключения. Такое чтение нельзя не любить.
Чтобы научить ребенка смотреть вглубь, есть волшебный инструмент — читательский дневник. Не тот, который заставляют вести в школе. Другой. «Читательский дневник» Марты Райцес.

Свобода чтения

Марта Райцес — основатель организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид». Она уверена, что если учить чтению в легкой увлекательной форме, то ребенок обязательно полюбит книги. А заодно научится анализировать, запоминать, рассуждать и творить.
Поэтому — долой скуку и обязаловку. Мы сделали читательский дневник веселым, ярким и интересным, чтобы руки сами тянулись его заполнить.
Пусть в дневнике будет и альбом для иллюстраций, и словарик новых слов, и виртуальная книжная полка, и кулинарная книга, и карта сокровищ… И полная свобода!

Чем полезен читательский дневник?

Тренирует память. Ребенку может быть сложно запоминать все детали книги. Иногда из-за этого и читать не хочется. Выписывая важные моменты в дневник, он перестанет беспокоиться о том, что что-нибудь забудет.
Развивает интеллект. Ведение дневника улучшает навыки письменной речи и владение русским языком, помогает подготовиться к школьным диктантам, изложениям и сочинениям.
Мотивирует и дисциплинирует. Марта Райцес говорит: «Ничто так не дисциплинирует читателя, как свобода мыслить». Ребенку нужны навыки чтения и письма, чтобы общаться с друзьями, писать сообщения в соцсетях, быть подкованным и интересным. И он сам это знает.
Стимулирует творческое мышление. Ребенок хочет поспорить с Пушкиным, побыть соавтором Чехова, наставить восклицательных знаков, разгромить последний роман Роулинг, выкрасить все буквы в зелёный цвет? Пожалуйста.
Помогает справляться с эмоциями. В дневнике Марты Райцес есть место не только для книг, но и для свободного самовыражения. Гнев, тревога, радость, восторг — все эти чувства можно выплеснуть на страницы без вреда для окружающих.
В читательском дневнике можно всё.

Упражнение «Литературный кроссворд»

Вот лишь одно из немногих занятий, которые предлагает ребенку книга. «Составь литературный кроссворд. Выбери для него любые слова, связанные с прочитанной книгой: имя автора, цвет волос главной героини, название ее любимого напитка, страну, где происходят события, и так далее. Начерти сетку кроссворда и придумай вопросы. Предложи друзьям и членам семьи разгадать его».

Иллюстрация из книги.
Или вот еще одно. «Выпиши из книги незнакомые слова и узнай, что они означают. Попробуй использовать их в разговорах с друзьями и родителями».

Заполняем вместе

«Читательский дневник» можно заполнять вместе с ребенком — и это интереснее вдвойне. Некоторые уже попробовали и поделились впечатлениями на сайте «Лабиринта».
NadyaLifa: Это БОМБА! Такого шикарного читательского дневника я даже вообразить не смогла бы! Это просто шедевр — грамотный, логичный, юморной, основанный на общении ребенка с материалом, дающий дельные советы, как работать с книгой и ловить в ней все самое-самое.
Хмара Мария: Сначала пожалела, что уже выросла и не могу вести такой же дневник, а потом передумала! Итог: сижу, старательно записываю все свои впечатления о последнем из прочитанного. Думаю, самая главная выгода, которую можно извлечь из этой книги, — это возможность изучать и заполнять дневник вместе с детьми.

Что делать с книгами?

Первые страницы «Читательского дневника» рассказывают о том, что можно делать с книгами. Вы думали, только читать и запоминать? Совсем нет. Вот еще несколько вариантов. Попробуйте с ребенком — сегодня.
Написать фанфик. Фанфик — это текст, в котором соединяется самое интересное из книги писателя и фантазии читателя. Фанфики могут быть предысторией книги, альтернативной версией событий или продолжением. Придумывание фанфика — тренажер для воображения. К тому же, ребенок учится выражать свои мысли.
Составить карту. Каждая книга похожа на новый полуостров, глубокий океан, древний город или современный мегаполис. Попросите ребенка нарисовать карту и вписать в нее события и персонажей, образы и смыслы, места и время действия. Такие задачки развивают творческое мышление.
Попробовать на вкус. Попросите ребенка найти в книгах названия напитков и блюд, а затем вместе приготовьте их. Пригласите на угощение друзей и устройте литературно-гастрономический вечер — чем не расширяющий кругозор досуг?

«Трепещу! Быстрее бы доехать до дома и взять это дело за рога!». Отзыв педагога и мамы двух девочек-погодок, — источник.
А еще во время чтения можно выписывать цитаты, новые слова и интересные факты, рисовать иллюстрации, писать рецензии, составлять кроссворды, придумывать шифры.
Для всего этого есть вторая часть дневника — абсолютно свободная и замечательно оформленная.

Читательский талант

Дети по природе любопытны. Едва научившись ходить, они открывают все двери, проверяют все шкафчики. Книга — такой же шкафчик. Возможно, ребенок забыл об этом, потому что литература превратилась в скучную дисциплину, где оценивают и ругают за ошибки.
А ведь это так просто: подарить ребенку счастье хрустеть страницами.
«Читательский дневник» превращает чтение книг в творческое путешествие, где есть место игре, фантазии, любопытству, исследованию и развитию всех детских талантов. В том числе — таланта читателя. Он есть в каждом. Пора его открыть.
По материалам книги «Читательский дневник»

1 комментарий: